Процідзеянне карупцыі
Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 г. №305-З О БОРЬБЕ С КОРРУПЦИЙ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации антикоррупционной работы
в государственных органах и организациях
ПАМЯТКА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗА СОВЕРШЕНИЕ КОРРУПЦИОННЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ИМИ ДОЛЖНОСТНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ
Противодействие коррупции
Решительная борьба с коррупцией является приоритетным направлением внутренней политики УП «Брестоблгаз»
ЗАКОН УЧИТ.
Государственные должностные лица
Государственные должностные лица – это Президент Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов, осуществляющие свои полномочия на профессиональной основе, а также иные государственные служащие, на которых распространяется действие законодательства Республики Беларусь о государственной службе (далее – государственные служащие); сотрудники Следственного комитета Республики Беларусь, имеющие специальные звания (далее – сотрудники Следственного комитета Республики Беларусь); лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Республики Беларусь, органах внутренних дел, органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям, органах финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь и относящиеся в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь к должностным лицам (далее – военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь); лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и негосударственных организациях, в уставном фонде которых доля государственной собственности составляет не менее 50 процентов
Государственное должностное лицо не вправе:
заниматься предпринимательской деятельностью лично либо через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской деятельности, используя служебное положение, быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с деятельностью государственного органа, иной государственной организации, служащим которого (которой) оно является, либо подчиненного и (или) подконтрольного ему (ей) государственного органа, государственной организации, а также выполнять иную оплачиваемую работу, не связанную с исполнением трудовых обязанностей по месту основной работы (кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности и медицинской практики), если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь;
принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в иностранных государствах и иных случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь;
выполнять имеющие отношение к служебной (трудовой) деятельности указания и поручения политической партии, иного общественного объединения, членом которой (которого) оно является (за исключением депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов).
Законодательными актами Республики Беларусь, регулирующими вопросы прохождения государственной службы, для государственных должностных лиц, являющихся государственными служащими, могут быть установлены иные ограничения.
Государственное должностное лицо обязано в течение трех месяцев после назначения (избрания) на должность передать в установленном законодательством Республики Беларусь порядке в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерческих организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Государственное должностное лицо обязано приостановить свое членство в политической партии, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь исполнение государственных функций является несовместимым с принадлежностью к политической партии.
Государственное должностное лицо, нарушившее письменное обязательство по соблюдению ограничений, установленных частями первой – четвертой настоящей статьи, привлекается к ответственности, в том числе освобождается от занимаемой должности, в порядке, предусмотренном законодательными актами Республики Беларусь.
Перечень коррупционных преступлений
Статьи 210, 235 Уголовного Кодекса Республики Беларусь
Уголовный Кодекс Республики Беларусь
Статья 210. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями
1. Завладение имуществом либо приобретение права на имущество, совершенные должностным лицом с использованием своих служебных полномочий (хищение путем злоупотребления служебными полномочиями), –наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или ограничением свободы на срок до четырех лет со штрафом, или лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
2. Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное повторно либо группой лиц по предварительному сговору, –
наказывается ограничением свободы на срок от двух до пяти лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные в крупном размере, –наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
4. Действия, предусмотренные частями 1, 2 или 3 настоящей статьи, совершенные организованной группой либо в особо крупном размере, –наказываются лишением свободы на срок от пяти до двенадцати лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Подробнее: https://kodeksy-by.com/ugolovnyj_kodeks_rb/210.htm
Статья 235. ч.2, ч.3. Легализация (“отмывание”) материальных ценностей, приобретенных преступным путем, совершенная должностным лицом с использованием своих служебных полномочий
2. Совершение финансовых операций со средствами, полученными заведомо преступным путем, для придания правомерного вида владению, пользованию и (или) распоряжению указанными средствами в целях утаивания или искажения происхождения, местонахождения, размещения, движения или действительной принадлежности указанных средств,
совершенные повторно, либо должностным лицом с использованием своих служебных полномочий, либо в особо крупном размере, –наказываются лишением свободы на срок от четырех до семи лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные организованной группой, –наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Примечания:
1. Под финансовой операцией в настоящей статье понимается сделка со средствами независимо от формы и способа ее осуществления.
2. Под средствами в настоящей статье и статье 290-1 настоящего Кодекса понимаются денежные средства, ценные бумаги, электронные деньги, иное имущество, в том числе имущественные права, а также исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.
3. Лицо, участвовавшее в легализации средств, полученных преступным путем, освобождается от уголовной ответственности за эти действия, если оно добровольно заявило о содеянном и способствовало выявлению преступления.
Подробнее: https://kodeksy-by.com/ugolovnyj_kodeks_rb/235.htm
Статьи 424-426 Уголовного Кодекса Республики Беларусь
Уголовный Кодекс Республики Беларусь
Статья 424. Злоупотребление властью или служебными полномочиями
1. Исключена.
2. Умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (злоупотребление властью или служебными полномочиями), –
наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
3. Действия, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо при осуществлении функций по разгосударствлению или приватизации государственного имущества, либо повлекшие тяжкие последствия, –
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Подробнее: https://kodeksy-by.com/ugolovnyj_kodeks_rb/424.htm
Статья 425. Бездействие должностного лица
1. Исключена.
2. Умышленное вопреки интересам службы неисполнение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий, которые оно должно было и могло совершить в силу возложенных на него служебных обязанностей, сопряженное с попустительством преступлению либо повлекшее невыполнение показателей, достижение которых являлось условием оказания государственной поддержки, либо причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (бездействие должностного лица), –
наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
3. Деяния, предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные должностным лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия, –
наказываются лишением свободы на срок от двух до семи лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Подробнее: https://kodeksy-by.com/ugolovnyj_kodeks_rb/425.htm
Статья 426. Превышение власти или служебных полномочий
1. Умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам (превышение власти или служебных полномочий), –
наказывается штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
2. Превышение власти или служебных полномочий, совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности, –
наказывается лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
3. Действия, предусмотренные частями 1 или 2 настоящей статьи, совершенные лицом, занимающим ответственное положение, либо повлекшие тяжкие последствия, а равно умышленное совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы прав и полномочий, предоставленных ему по службе, сопряженное с насилием, мучением потерпевшего либо применением оружия или специальных средств, –
наказываются лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Подробнее: https://kodeksy-by.com/ugolovnyj_kodeks_rb/426.htm
Статьи 430-432 Уголовного Кодекса Республики Беларусь
Уголовный Кодекс Республики Беларусь
Статья 430. Получение взятки
1. Принятие должностным лицом для себя или для близких материальных ценностей либо приобретение выгод имущественного характера, предоставляемых исключительно в связи с занимаемым им должностным положением, за покровительство или попустительство по службе, благоприятное решение вопросов, входящих в его компетенцию, либо за выполнение или невыполнение в интересах дающего взятку или представляемых им лиц какого-либо действия, которое это лицо должно было или могло совершить с использованием своих служебных полномочий (получение взятки), –
наказываются ограничением свободы на срок от трех до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или лишением свободы на срок до семи лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
2. Получение взятки повторно, либо путем вымогательства, либо группой лиц по предварительному сговору, либо в крупном размере –
наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
3. Действия, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо в особо крупном размере, либо организованной группой, либо лицом, занимающим ответственное положение, –
наказываются лишением свободы на срок от пяти до пятнадцати лет со штрафом и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Подробнее: https://kodeksy-by.com/ugolovnyj_kodeks_rb/430.htm
Статья 431. Дача взятки
1. Дача взятки –
наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до пяти лет.
2. Дача взятки повторно либо в крупном размере –
наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на срок от двух до семи лет.
3. Дача взятки лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, –
наказывается лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом или без штрафа.
Подробнее: https://kodeksy-by.com/ugolovnyj_kodeks_rb/431.htm
Статья 432. Посредничество во взяточничестве
1. Непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя (посредничество во взяточничестве) –
наказывается штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до двух лет, или лишением свободы на срок до четырех лет.
2. Посредничество во взяточничестве, совершенное повторно, либо с использованием своих служебных полномочий, либо при получении взятки в крупном размере, –
наказывается арестом, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до шести лет.
3. Посредничество во взяточничестве, совершенное лицом, ранее судимым за преступления, предусмотренные статьями 430, 431 и 432 настоящего Кодекса, либо при получении взятки в особо крупном размере –
наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Примечание. Виновный в посредничестве во взяточничестве либо соучастник в даче или получении взятки освобождается от уголовной ответственности, если он после совершения преступных действий добровольно заявил о содеянном и активно способствовал раскрытию и (или) расследованию преступления.
Подробнее: https://kodeksy-by.com/ugolovnyj_kodeks_rb/432.htm
Статьи 429, 455 ч.1 Уголовного Кодекса Республики Беларусь
Уголовный Кодекс Республики Беларусь
Статья 429. Незаконное участие в предпринимательской деятельности
Учреждение должностным лицом, находящимся на государственной службе, организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность, либо участие его в управлении такой организацией лично или через иное лицо вопреки запрету, установленному законом, если должностное лицо, используя свои служебные полномочия, предоставило такой организации льготы и преимущества или покровительствовало в иной форме, –
наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью со штрафом, или лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Подробнее: https://kodeksy-by.com/ugolovnyj_kodeks_rb/429.htm
Статья 455. ч.1. Злоупотребление властью, бездействие власти либо превышение власти
1. Злоупотребление начальника или должностного лица властью или служебными полномочиями, бездействие власти, совершенные из корыстной или иной личной заинтересованности, превышение власти или служебных полномочий, повлекшие причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам, –
наказываются ограничением по военной службе на срок до двух лет или лишением свободы на срок от двух до шести лет со штрафом или без штрафа и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Подробнее: https://kodeksy-by.com/ugolovnyj_kodeks_rb/455.htm
Мероприятия по борьбе с преступностью и коррупцией Министерства энергетики а 2022-2024 годы, утв. протоколом заседания комиссии по противодействию коррупции Министерства энергетики Республики Беларусь от 30.12.2021 №4
Рекомендации для работников организаций, входящих в систему Министерства энергетики по противодействию фактам провокаций получения взятки, утв. протоколом заседания комиссии по противодействию коррупции Министерства энергетики Республики Беларусь от 05.03.2020 №1
Положение об управлении конфликтом интересов
Карта коррупционных рисков
Типовая карта коррупционных рисков для лиц, осуществляющих закупки
Положение о комиссии по противодействию коррупции
Состав комиссии по противодействию коррупции УП «Брестоблгаз»
Председатель комиссии – Казимирчик Евгений Александрович
Секретарь комиссии – Лайко Елена Геннадьевна
Члены комиссии:
- Левинский Игорь Анатольевич - первый заместитель генерального директора - главный инженер
- Ковганко Андрей Александрович – заместитель генерального директора по безопасности, режиму и кадрам.
- Язубец Игорь Николаевич – заместитель генерального директора по экономике.
- Коваль Владимир Григорьевич – начальник отдела правовой и кадровой работы.
- Демко Пётр Григорьевич – начальник сектора экономической безопасности.
- Микитич Галина Степановна – заместитель главного бухгалтера.
- Корниенко Алексей Сергеевич – начальник отдела капитального строительства и инвестиций.
- Засимович Татьяна Ивановна – начальник сектора материально-технического обеспечения.
- Бородавко Григорий Иванович – начальник отдела автоматизированных систем управления, телемеханики и связи.
- Калягин Сергей Александрович – начальник отдела транспорта и механизации технологических процессов.
- Изофатова Наталья Сергеевна - начальник сектора сельскохозяйственного и промышленного производства.
- Петровец Антон Иванович – председатель первичной профсоюзной организации.
ПЛАН работы Комиссии по противодействию коррупции УП«Брестоблгаз»
УТВЕРЖДЕНО
Протокол комиссии
по противодействию коррупции
УП «Брестоблгаз»
24.02.2025 №1
ПЛАН
работы Комиссии по противодействию коррупции УП «Брестоблгаз» на 2025 год*
№ п/п |
Наименование мероприятий |
Срок исполнения |
Ответственный за выполнение |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Обобщение предложений филиалов предприятия, членов комиссии по противодействию коррупции УП «Брестоблгаз» о совершенствовании организационной и методической работы по противодействию коррупции. Утверждение плана работы. Направление приглашения сотрудникам органов внутренних дел, органов прокуратуры для участия в заседаниях комиссии. | январь-февраль |
секретарь комиссии |
2. |
Проведение разъяснительной работы по организации проверки обязательств по соблюдению работниками ограничений, установленных статьями 17-20 Закона Республики Беларусь от 15.07.2025 №305-3 «О борьбе с коррупцией», в свете изменения законодательства по вопросам предпринимательской деятельности. |
февраль |
СЭБ |
3. |
О соблюдении государственными должностными лицами УП «Брестоблгаз» обязательств по соблюдению ограничений, установленных абзацем 2 части 1статьи 17 Закона РБ от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» с учетом Положений, предусмотренных в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2024 №457 (ред.от30.08.2024) «О видах индивидуальной предпринимательской деятельности». |
один раз в полугодие |
СЭБ |
4. |
Актуализация локальных правовых актов с учетом изменений антикоррупционного законодательства. |
В случае изменения законодательства, выявления новых коррупционных- опасных функций в деятельности предприятия | ОПиКР СЭБ |
5 |
Рассмотрение информации о наличии (отсутствии) фактов конфликта интересов в УП «Брестоблгаз». Проводимая кадровая политика в целях исключения конфликта интересов. |
Постоянно |
Директора филиалов, СЭБ |
6. |
Анализ информации, содержащейся в обращениях граждан и юридических лиц, результатов анонимного анкетирования в трудовых коллективах на предмет выявления проявлений коррупции. Принятие решений, направленных на устранение условий, способствующий их возникновению. | один раз в полугодие | ОИВиКД |
7. |
О выполнении Плана мероприятий ГПО «Белтопгаз» по устранению необоснованного и недобросовестного посредничества при закупках товаров (работ, услуг) и реализации продукции в структурных подразделениях и филиалах УП «Брестоблгаз». | ежеквартально | ОКСиИ СМТОиМ |
8. |
Рассмотрение (в целях предупреждения возможных правонарушений) информации, предоставленной ГПО «Белтопгаз». органами прокуратуры, иными правоохранительными органами, в которых сообщается о фактах коррупционных и иных нарушениях антикоррупционного законодательства. |
по мере поступления |
Члены комиссии Директора филиалов |
9. |
Проведение анализа организации и оценки деятельности филиалов и структурных подразделений по противодействию коррупции: ПУ «ПВД» Пружанский РГС Дрогичинский РГС Санаторий «Надзея» |
|
Директора филиалов Начальники РГС |
10. |
О состоянии дебиторской задолженности, мерам, направленным на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности. | ежеквартально | Бухгалтерия, ОПиКР |
11. |
Анализ соблюдения в УП "Брестоблгаз" норм служебной этики, стандартов антикоррупционного поведения, результатов идентификации лиц, склонных к коррупционному поведению с использованием ПК «Психолог». | Четвертый квартал | ОИВиКД Члены комиссии |
12. | Анализ порядка осуществления административных процедур по заявлениям граждан в целях соблюдения сроков их осуществления и исключения фактов истребования иных, чем установленные в законодательстве, документов. | по итогам года | СОТиПБ Директора филиалов |
13. | Рассмотрение информации, связанной с правомерностью использования работниками УП «Брестоблгаз» имущества предприятия | 1 квартал | СЭБ Директора филиалов |
14. | Обеспечение изучения ответственными работниками УП "Брестоблгаз" антикоррупционного законодательства, норм организации закупочной деятельности при реализации образовательных программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации. | один раз в полугодие | ОПиКР Руководители филиалов |
15. | Рассмотрение иных вопросов, входящих в компетенцию комиссии, а также по поручению вышестоящих органов. | по мере поступления | Секретарь комиссии |
* план не является исчерпывающим и при необходимости может быть скорректирован (дополнен, сокращен, изменен) в установленном порядке.
Видеоролики по противодействию коррупции
О фактах коррупционных правонарушений
17 августа 2022 года в УП «Брестоблгаз» состоялась встреча с представителем Комитета государственной безопасности по Брестской области Д.В. Чаплинским по вопросу соблюдения антикоррупционного законодательства.
От аппарата управления в совещании приняли участие заместители генерального директора, главный бухгалтер, заместитель главного инженера, начальники отделов, ревизор.
Участники встречи посмотрели видеосюжет телеканала «Беларусь 4» о незаконной деятельности индивидуального предпринимателя по инженерно-геологическим изысканиям. ИП данные работы по факту не проводил, а клиентам в итоге предоставлял поддельные документы с поддельными подписями.
Представитель Комитета государственной безопасности по Брестской области Д.В. Чаплинский проинформировал, что данный ИП работал на субподряде у одного из основных подрядчиков УП «Брестоблгаз» – кобринского ЗАО «Оптималсервис».
При этом было установлено, что ИП, не имея ни техники, ни должного оборудования, был привлечен к выполнению работ по инженерно-геологическим изысканиям без соответствующих разрешительных на этот вид деятельности документов. По фактам деятельности данного ИП возбуждены уголовные дела.
В настоящее время ЗАО «Оптималсервис» сотрудничает по данному виду работ только с проверенным партнером – ООО «Качественные изыскания».
Д.В. Чаплинский обратил внимание служб, которые выполняют функции технадзора, на тщательную проверку проектной документации.
В свою очередь начальник ОКСиИ Алексей Корниенко отметил, что наши службы проверить проектную документацию не могут. Этим занимаются проектные организации на стадии согласования проектной документации.
Д.В. Чаплинский также проинформировал, что в настоящее время обсуждается внесение изменений в нормативно-правовые акты, чтобы экспертиза сверяла наличие аттестатов соответствия у ИП и коммерческих организаций, чтобы не допустить в дальнейшем подобных правонарушений.
Заместитель генерального директора по безопасности, режиму и кадрам Андрей Ковганко нацелил участников встречи на более тщательную проверку ИП или коммерческих организаций. При возникновении любых сомнений – обращаться для их проверки.
По словам Д.В. Чаплинского, вышеупомянутый ИП выполнял работы на объекте «Закольцовка ГРС-1 и ГРС-2». На самом деле он ничего на объекте не делал, а просто приезжал и там присутствовал, хотя должен был взять пробы грунта, исследовать на коррозионную стойкость (агрессивность среды).
Заместитель генерального директора по строительству Юрий Мощук отметил, что на стадии технадзора можно заметить несоответствие почв геологическим изысканиям или несоответствие уровня грунтовых вод. По ГРС-1 и ГРС-2 таких вопросов к документации по разведскважинам нет (работы показали соответствие указанных в документации сведений).
Подытоживая разговор, Д.В. Чаплинский подчеркнул важность более бдительной на всех участках работ проверки коммерческих структур, с которыми возможно сотрудничество, чтобы исключить в перспективе негативные последствия.
Новые антикоррупционные меры: актуализация норм Закона о борьбе с коррупцией
Важные детали:
1. Законом № 232-З внесены изменения в Закон о борьбе с коррупцией, а также скорректированы соответствующие положения ГК, ТК, Закона № 2050-XII.
2. Изменения, внесенные Законом № 232-З, вводятся в действие в 3 этапа: с 1 января, 5 января и 1 марта 2023 г.
3. С 1 марта 2023 г. начнут действовать изменения, связанные с запретом на прием подарков и на совместную работу в определенных должностях.
Основные изменения
Введены новые определения
В ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией дано определение термина «организационно-распорядительные и административно-хозяйственные обязанности». Это имеет значение при определении субъекта коррупционного правонарушения и привлечении лица к ответственности, так как, исходя из правоприменительной практики, разные субъекты хозяйствования трактовали данный термин по-разному. Такое дополнение будет способствовать обеспечению единства правоприменительной практики, позволит устранить имеющиеся проблемные вопросы в правоприменении.
Круг лиц, на которых распространяются антикоррупционные ограничения
Законодательство о борьбе с коррупцией оперировало терминами «государственные должностные лица» и «лица, приравненные к ним». Нормы Закона № 232-З скорректировали круг таких лиц.
Введено понятие гражданских служащих
Это понятие появилось в новом Законе о госслужбе.
Гражданские служащие осуществляют профессиональную деятельность на государственных гражданских должностях, а также на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами, и должностях среднего, старшего и высшего начальствующего состава при их занятии в установленном законодательством порядке государственными гражданскими служащими в государственных органах (ст. 4 Закона о госслужбе).
Следовательно, такие лица теперь включены в состав государственных должностных лиц.
Уточнен круг обязанностей лиц, приравненных к государственным должностным лицам
Как и ранее, к государственным должностным лицам приравнены в т.ч. лица, постоянно или временно либо по специальному полномочию занимающие должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей в государственных организациях и организациях, в уставных фондах которых 50 % и более долей (акций) находится в собственности государства и (или) административно-территориальной единицы (абз. 5 ст. 1 Закона о борьбе с коррупцией). В связи с этим Закон № 232-З уточнил выполнение таких обязанностей (данные уточнения начнут действовать с 1 марта 2023 г.):
– организационно-распорядительные обязанности – полномочия по руководству деятельностью организаций, их структурных подразделений, расстановке и подбору кадров, организации службы (труда) работников, поддержанию дисциплины, применению мер поощрения и наложению дисциплинарных взысканий;
– административно-хозяйственные обязанности – полномочия по управлению и распоряжению имуществом, организации учета и контроля за отпуском и реализацией материальных ценностей;
– лица, уполномоченные в установленном порядке на совершение юридически значимых действий, – работники, совершающие действия, в результате которых наступают или могут наступить юридически значимые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, субъектами которых являются иные лица.
Для субъектов хозяйствования очень важна категория лиц, приравненных к государственным должностным лицам, поскольку в эту категорию попадают все руководители высшего и среднего уровня государственной организации или организации с долей государства, а также при определенных условиях могут попадать и менеджеры, у которых имеются подчиненные работники, работники, наименования должностей которых сформированы с применением производной «главный», имеющие в подчинении структурное подразделение или работников, а также ведущие и старшие специалисты, если они в установленном порядке уполномочены на выполнение организационно-распорядительных обязанностей.
Скорректирован круг лиц, которые попали под ограничения
Состав таких лиц не изменился, но формулировки стали более четкими.
К категории близких лиц теперь относятся:
– супруги;
– родственники: родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки;
– свойственники: родители, дети, усыновители (удочерители), усыновленные (удочеренные), родные братья и сестры супруга (супруги).
Внесение изменений основано на необходимости устранить коррупционный риск незаконного обогащения супруга (супруги), близких родственников, супругов детей или свойственников государственных должностных и приравненных к ним лиц в связи с исполнением последними служебных обязанностей. Факт совместного проживания указанных лиц не влияет на возможность противоправного получения ими материальных выгод в связи с исполнением государственными должностными и приравненными к ним лицами служебных (трудовых) обязанностей.
Одновременно с этим Совету Министров предоставлено право регламентировать вопросы использования служебного имущества.
Ограничение на получение имущества
Государственные должностные лица и лица, приравненные к ним, должны соблюдать ограничения и запреты, установленные ст. 17–20 Закона о борьбе с коррупцией.
Эти лица по-прежнему не вправе принимать подарки, за исключением сувениров, вручаемых при проведении протокольных и иных официальных мероприятий, с исполнением служебных (трудовых) обязанностей (абз. 9 части первой ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией).
С 1 марта 2023 г. запрет распространится на получение любого имущества или выгоды, кроме подарков на официальных мероприятиях: лица, приравненные к государственным должностным лицам, супруг (супруга), близкие родственники или свойственники государственного должностного или приравненного к нему лица не вправе принимать в связи с исполнением государственным должностным или приравненным к нему лицом служебных (трудовых) обязанностей имущество или получать другую выгоду в виде работы, услуги для себя или третьих лиц, за исключением случаев, предусмотренных частью седьмой ст. 17 Закона о борьбе с коррупцией.
Кроме того, исключено понятие «сувенир». При этом в Законе № 232-З дано определение понятиям «протокольные и иные официальные мероприятия», «подарок, полученный при проведении протокольного и иного официального мероприятия», поскольку на практике часто возникали трудности по соблюдению ограничения на получение имущества (подарков).
Справочно:
запрет на дарение подарков свыше указанной стоимости установлен и в ГК (ст. 546 ГК).
Это важно! С 5 до 20 базовых величин повышена допустимая стоимость такого подарка.
Ограничение на совместную работу
Ограничение на совместную службу (работу) супругов, близких родственников или свойственников, определенное в ст. 18 Закона о борьбе с коррупцией, теперь распространено на работу не только в государственных органах и организациях, но и в организациях, в уставном фонде которых 50 % и более долей (акций) находятся в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц. Работающие в организациях с преобладающей долей собственности государства также обладают статусом государственных должностных лиц.
Такое ограничение затрагивает узкий круг субъектов: руководитель (его заместители), главный бухгалтер (его заместители) и кассир.
Этот запрет отражен в трудовом законодательстве (ст. 27 ТК).
Кроме того, при назначении государственных должностных лиц в обязательном порядке теперь от них не только будут получать обязательства по соблюдению антикоррупционных ограничений, предусмотренных в ст. 16 Закона о борьбе с коррупцией, но и ознакамливать их с установленным порядком предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
И еще. Статья 21 Закона о борьбе с коррупцией дополнена перечнем субъектов, которых необходимо уведомить о конфликте интересов. В нее также внесены изменения, устанавливающие последствия нарушения порядка предотвращения и урегулирования конфликта интересов для всех категорий государственных должностных лиц независимо от наличия у них статуса государственного служащего: привлечение к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения.
Ответственность
В ст. 37 Закона о борьбе с коррупцией установлена ответственность за использование государственным должностным лицом в личных интересах предоставленного ему имущества. Ранее ответственность была предусмотрена за незаконное использование только имущества, находящегося в государственной собственности.
Обязанности руководителя
Обязанности руководителя организации детализированы в ст. 43 Закона о борьбе с коррупцией. Предусмотренная ранее обязанность руководителей принимать в пределах своей компетенции меры по борьбе с коррупцией дополнена обязанностями по предупреждению и выявлению нарушений антикоррупционного законодательства, устранению последствий, наступивших в результате таких нарушений, а также способствующих им причин и условий.
Документы:
Закон Республики Беларусь от 15.07.2015 № 305-З «О борьбе с коррупцией» (Закон о борьбе с коррупцией).
Закон Республики Беларусь от 30.12.2022 № 232-З «Об изменении законов по вопросам борьбы с коррупцией» (Закон № 232-З).
Заседание комиссии по противодействию коррупции УП «Брестоблгаз» состоится 07.04.2025
В связи с производственной необходимостью заседание комиссии по противодействию коррупции УП «Брестоблгаз» переносится на 07.04.2025 в 09.00 в конференц-зале аппарата управления (г.Брест, ул. Генерала Попова,16).
Повестка дня:
1. О выполнении Плана мероприятий ГПО «Белтопгаз» по устранению необоснованного и недобросовестного посредничества при закупках товаров (работ, услуг) и реализации продукции в структурных подразделениях и филиалах УП «Брестоблгаз» (по итогам первого квартала).
2. Осуществления работы по противодействию коррупции (в том числе о принятых мерах по нейтрализации коррупционных рисков) в ПУ «ПВД».
3. О состоянии дебиторской задолженности, мерам, направленным на снижение риска возникновения просроченной или безнадежной дебиторской задолженности (по итогам первого квартала).
4. О рассмотрение информации, связанной с правомерностью использования работниками УП «Брестоблгаз» имущества, предоставленного для исполнения служебных (трудовых) обязанностей. (выполнение п.1.1.2протокола заседания комиссии по профилактике коррупционных правонарушений ГПО «Белтопгаз» от 04.02.2025 №2).
О хищениях путем злоупотребления служебными полномочиями
Обзорная информация о поддержанных в судах органами прокуратуры обвинениях, по которым инкриминировано хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями и принятых в отношении виновных лиц мерах.
Прокуратура Ивановского района поддержала государственное обвинение по уголовному делу в отношении бывшей заведующей сельского Дома культуры - ей инкриминировано хищение имущества путем злоупотребляя служебными полномочиями.
Согласно материалам уголовного дела 60-летняя женщина, занимавшая должность заведующей сельского Дома культуры, злоупотребляя служебными полномочиями, вносила в табели учета рабочего времени своего супруга, трудоустроенного там же на 0.25 ставки в качестве рабочего по комплексному обслуживанию здания, заведомо ложные сведения о выполнении им работы. При этом мужчина фактически в организации не работал.
Фиктивные табели учета рабочего времени предприимчивая гражданка передавала в бухгалтерию для начисления заработной платы.
За два с половиной года незаконный заработок составил почти 4 тыс. руб., которые женщина забирала себе и тратила по своему усмотрению. При этом работы по обслуживанию здания фактически никем не выполнялись.
В судебном заседании обвиняемая свою вину в совершении преступления признала полностью и пояснила, что указанные действия совершались ею по причине избегания включения супруга в базу тунеядцев, который на протяжении длительного времени неофициально работал в Российской Федерации.
На основании ч.1 ст.210 Уголовного кодекса Республики Беларусь назначено наказание в виде ограничения свободы на срок 1 год без направления в исправительное учреждение открытого типа с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно¬ распорядительных и административных хозяйственных обязанностей, на срок 4 года и со штрафом в размере 100 базовых величин (4 200 руб.).
Прокуратура Шкловского района поддержала в суде государственное обвинение по уголовному делу в отношении сына и матери, жителей Оршанского района, которым инкриминировано хищение имущества путем злоупотребления служебными полномочиями, совершенное группой лиц по предварительному сговору в крупном размере.
Уголовное дело рассмотрено в присутствии работников предприятия, где работали обвиняемые. В ходе судебного следствия установлено, что в ноябре 2021 года обвиняемый, работая начальником очистных сооружений одного из сельхозпредприятий Шкловского района, в свое подразделение фиктивно трудоустроил мать на должность оператора. На протяжении трех лет женщина получала заработную плату и все причитающиеся выплаты, при этом не отработав на предприятии ни дня. Всего за период противоправной деятельности обвиняемые похитили свыше 37 тыс. руб.
На основании ч.З ст.210 Уголовного кодекса Республики Беларусь каждому из фигурантов назначено наказание в виде лишения свободы на срок 3 года с лишением права занимать должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных и административно- хозяйственных обязанностей, на срок 5 лет, со штрафом в размере 100 базовых величин (4 200 руб.).
Прокуратура Октябрьского района поддержала государственное обвинение по уголовному делу о хищении путем злоупотребления служебными полномочиями в отношении председателя первичной профсоюзной организации одного из сельхозпредприятий района.
Установлено, что обвиняемая, путем злоупотребления служебными полномочиями, под предлогом возмещения личных средств, использованных в интересах профсоюзной организации, создала и направила в банк электронные заявки на выдачу наличных денег, которые в последующем сняла с лицевого счета. Также под предлогом приобретения для организации различных товарно-материальных ценностей, путем использования электронного ключа и программы, установленной на ее ноутбуке, перевела посредством платежных поручений на свой расчетный счет денежные средства организации.
Всего за период с января по ноябрь 2024 года обвиняемая похитила более 4,3 тыс. руб.
На основании ч.1 ст.210 Уголовного кодекса Республики Беларусь назначено наказание в виде лишения права занимать должности, связанные с выполнением административно-хозяйственных обязанностей, на срок 2 года со штрафом в доход государства в размере 50 базовых величин (2100 руб.). В соответствии с ч.1 ст.46-1 Уголовного кодекса Республики Беларусь в собственность государства конфискован принадлежащий обвиняемой ноутбук, как средство совершения преступления.
Прокуратура Лиозненского района поддержала государственное обвинение в суде по уголовному делу в отношении 28-летнего местного жителя, которому инкриминировано хищение путем злоупотребления служебными полномочиями.
В ходе судебного следствия установлено, что обвиняемый, являясь председателем первичной профсоюзной организации в одном из сельхозпредприятий района, в период с января по сентябрь 2023 года совершал хищения денежных средств профсоюза.
В частности, представлял в банк заявления на выдачу денежных средств со счета, которые подписывал электронной цифровой подписью, оформленной на казначея. Денежные средства подлежали выплате членам профсоюза, однако обвиняемый тратил их на собственные нужды, в том числе на ставки в виртуальных игорных заведениях.
Всего мужчина похитил около 3,5 тыс. руб.
На основании ч.1 ст.210 Уголовного кодекса Республики Беларусь мужчине назначено наказание в виде лишения свободы на срок 1 года 6 месяцев со штрафом в размере 100 базовых величин (4200 руб.) и с лишением права занимать должности, связанные с выполнением административно-хозяйственных обязанностей, на срок 2 года.
ИНФОРМАЦИЯ СЛЕДСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СЛЕДСТВЕННОГО КОМИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПО БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ ПО УСТРАНЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА, ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВОВАШИХ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЯ
Политика в области борьбы со взяточничеством
РУКОВОДСТВО ПО СИСТЕМЕ МЕНЕДЖМЕНТА БОРЬБЫ СО ВЗЯТОЧНИЧЕСТВОМ
Стандарт предприятия системы менеджмента борьбы со взяточничеством