Слесарь Малоритского РГС – о службе в Афганистане
Традиционно в середине февраля в Беларуси проходят мероприятия ко Дню памяти воинов-интернационалистов. С учетом того, что ветеранов Великой Отечественной войны становится всё меньше, именно воины-интернационалисты могут рассказать молодежи о своей службе, воинском долге, привить учащимся и студентам чувство патриотизма. С предприятием «Брестоблгаз» в настоящее время связаны судьбы 18-ти мужчин, служивших в горячих точках в других странах, некоторые из них уже на заслуженном отдыхе. Своими воспоминаниями с «Нашей ГАЗетой» поделился слесарь участка эксплуатации Малоритского РГС ПУ «Кобрингаз» Геннадий Соловей.
Родился Геннадий в Малорите. После школы окончил местное СПТУ по специальности «Тракторист», прошел автомобильные курсы и получил водительское удостоверение, после чего в 1982 году был призван на службу в армию. Парня отправили в узбекский Термез, где располагался центр подготовки военнослужащих для участия в военных действиях в Афганистане. Два месяца учебки, присяга – и вот уже Геннадий наводчик орудия Т-62 в танковом батальоне 177-го мотострелкового полка. Сначала охраняли полк на опорных пунктах, а затем контролировали участки дороги, которая связывала Термез с Кабулом. Именно по ней шло основное обеспечение наших войск. Более того, вдоль дороги тянулся трубопровод, по которому подавалось авиационное топливо. Колонны автомобилей и трубопровод периодически обстреливали, поэтому мы были готовы быстро подавить огневые точки врага.
– Размещались возле города Джабаль-ус-Сирадж, недалеко от перервала Саланг, это была зона нашей ответственности, - рассказывает Геннадий Анатольевич. – Со мной служили в основном ребята из Средней Азии – узбеки и таджики, были украинцы, а вот земляков-белорусов не было. Как правило, экипаж танка не был полностью укомплектован, зачастую выезжали втроем. Обязанности командира исполнял наводчик орудия. Каждый из нас мог заменить другого в танке на случай непредвиденных обстоятельств. Ночь проводили в опорном пункте, а в шесть утра выезжали на дорогу, по краям которой были выкопаны капониры для танков.
Постепенно уже привыкшим к местным условиям танкистам стали доверять не только охрану дороги, но и привлекать к боевым заданиям. По ночам ходили в засады с разведротой. Если сталкивались с противником, который в основном перемещался в темное время суток, – вели огонь на поражение. Ездили на подмогу в саперный полк. Наших саперов часто обстреливали, поэтому мы заезжали прямо в полк, закапывались – и тогда противник побаивался вести огонь.
Так прошли два года службы. Оставалось совсем немного до демобилизации, но афганская война уготовила малоритчанину еще одно опасное испытание. 7 ноября 1984 года Геннадия Соловья вместе с другими военнослужащими отправили в Джабаль-ус-Сирадж на торжественное собрание, где наградили медалью «За отвагу».
– После собрания нам надо было возвращаться в город Чарикар, который находится совсем недалеко от Джабаль-ус-Сирадж, - вспоминает Геннадий Анатольевич. – Ничего не предвещало беды, к тому же с нами ехали чиновники из Чарикара, которых тоже пригласили на праздник. Когда они вернулись после мероприятия к бронетранспортеру, мне пришлось пересесть на другое место. И надо же – именно туда, где я сначала сидел, угодила мина из гранатомета. Афганский чиновник погиб, а меня ранило в голову осколками. Можно сказать, что он меня спас, прикрыл своим телом. На одном двигателе добрались до Чарикара, после чего меня отправили в госпиталь.
Примечательно, что накануне награждения Геннадий написал и отправил письмо матери, в котором сообщил о том, что уже совсем скоро вернется домой. Это послание он хранит по сей день.
– А через несколько недель в воинской части получили шифрограмму: «Собирайте зрелые огурцы для отправки домой», – продолжает рассказ Геннадий Соловей. – Мы сразу поняли, что речь идет о нас, значит, скоро поедем домой. Это был, наверное, самый счастливый день в моей жизни. А второй такой же день – это мой приезд в родной город.
Спустя примерно месяц после дембеля Геннадий Анатольевич уже трудился в местной газовой службе. Помог случай. К бабушке пришли газовики, а она возьми и спроси у них, может, есть трудовое место для внука. Так и оказался в 1985 году в газовом хозяйстве. Сначала работал слесарем службы внутридомового газового оборудования, затем – слесарем АДУ, а теперь – слесарем участка эксплуатации. Как верно служил Родине, так и не менял сферу в своей трудовой биографии. Супруга Любовь Михайловна Соловей тоже трудится в Малоритском РГС, она – диспетчер. Воспитали двух сыновей. Старший Николай окончил военную академию, в настоящее время майор войск связи. Младший Евгений – инженер-проектировщик.